Подать заявку

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

shipping-iconДОСТУПНО

Подключение наших информационных комплексов возможно для неограниченного числа пользователей.

comment-iconУДОБНО

Пользоваться нашими комплексами можно на любом устройстве, подключенном к сети Интернет.

star-iconАКТУАЛЬНО

Комплексы регулярно пополняются, вы всегда имеете доступ к новейшей информации в сфере горного дела.

money-iconПОДДЕРЖКА 24/7

После подключения комплексов мы оказываем постоянную поддержку и проводим консультации.
  1. Книги
  2. Журналы
  3. НПА
  4. Видео

Статистика читателя

Статистика не доступа неавторизованным пользователям!

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2001 г. N 18

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ГЕОЛОГИЧЕСКОМ И МАРКШЕЙДЕРСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ НЕДР

 

Федеральный горный и промышленный надзор России постановляет:

Утвердить Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр.

 

Начальник

Госгортехнадзора России

В.М.КУЛЬЕЧЕВ

 

Утверждено

Постановлением

Госгортехнадзора России

от 22.05.2001 N 18

 

Настоящее Положение имеет шифр РД 07-408-01 (Приказ Ростехнадзора от 13.01.2015 N 5).

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГЕОЛОГИЧЕСКОМ И МАРКШЕЙДЕРСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ НЕДР

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение разработано с учетом требований Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" с изменениями и дополнениями от 02.01.2000 N 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 2000, N 287, ст. 141), Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8, ст. 657).

2. Требования настоящего Положения являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе строящихся тоннелей, метро и иных подземных горных выработок и сооружений (далее - опасные производственные объекты) на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

3. Для осуществления в установленном порядке контроля за вопросами промышленной безопасности и охраны недр федеральные органы исполнительной власти и иные организации в соответствии с настоящим Положением могут принимать по согласованию с Госгортехнадзором России отраслевые положения.

4. В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователи недр обязаны обеспечить проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. В соответствии со статьей 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность.

5. Для реализации требований законодательства о недрах организации могут образовывать в своем составе самостоятельные структурные подразделения - службы главного геолога и главного маркшейдера либо привлекать по договору сторонние организации или физические лица, имеющие лицензии на производство соответствующих работ. Главный геолог и главный маркшейдер подчиняются непосредственно руководителю организации.

6. Деятельность служб осуществляется в соответствии с условиями лицензий на производство маркшейдерских работ (служба главного маркшейдера) и на эксплуатацию горных производств и объектов (служба главного геолога), положениями, разработанными в соответствии с настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами.

7. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, для выполнения всего или части комплекса геологических и маркшейдерских работ может привлекать организации, имеющие соответствующие лицензии на эти виды деятельности.

8. Деятельность геологических и маркшейдерских служб организаций является составной частью производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и системы управления промышленной безопасностью.

 

II. Требования к осуществлению геологического

и маркшейдерского обеспечения промышленной

безопасности и охраны недр

 

9. Деятельность служб главного геолога и главного маркшейдера должна быть направлена на обеспечение эффективности производства и промышленной безопасности, предупреждение нерационального использования недр и нарушений требований по их охране.

10. Работники, ответственные за осуществление производственного контроля, при производстве геологических и маркшейдерских работ должны иметь:

высшее техническое образование соответствующего профиля;

стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;

удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности и охране недр.

11. Главный маркшейдер и главный геолог организации соответственно обеспечивают:

ежегодное планирование работы маркшейдерских и геологических служб в соответствии с годовым планом развития горных работ (годовой программой работ) и установленными требованиями;

проведение в пределах своей компетенции проверок соответствия фактического и планового ведения горных работ, соблюдения технических проектов и технологической дисциплины, параметров горных выработок и состояния целиков, выполнения указаний работников служб;

участие служб в разработке планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и охраны недр и техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;

приемку маркшейдерских, топографо - геодезических, землеустроительных и геологических работ, выполняемых сторонними организациями на договорной основе;

передачу маркшейдерской, топографо - геодезической, землеустроительной и геологической документации соответствующим организациям, являющимся правопреемниками реорганизуемых организаций по добыче полезных ископаемых, а при ликвидации и консервации организаций - в соответствующий государственный архив субъекта Российской Федерации.

12. Руководители маркшейдерской и геологической служб организаций осуществляют в системе производственного контроля следующие функции:

доведение до руководителей участков, цехов и других подразделений организации обязательных для исполнения указаний по вопросам маркшейдерского и геологического обеспечения горных работ, а также по устранению нарушений требований законодательства о недрах, промышленной безопасности, охране недр и окружающей природной среды, проектной и технологической документации, годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в целях предотвращения случаев аварий и травматизма, сверхнормативных потерь полезных ископаемых, выборочной отработки богатых участков месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и недопущения других нарушений законодательных требований;

внесение предложений руководителю организации по приостановке работ по строительству, реконструкции, эксплуатации, консервации или ликвидации объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если проведение этих работ может повлечь за собой порчу месторождений полезных ископаемых, прорыв в горные выработки воды и вредных газов, возникновение опасных деформаций горных выработок, охраняемых объектов поверхности и других аварийных ситуаций, а также в случае отступлений и нарушений требований проекта и установленных норм и правил, незамедлительно ставя об этом в известность руководителя организации и работников, ответственных за осуществление производственного контроля;

браковка работ, выполненных с отступлениями от утвержденных годовых планов развития горных работ (годовых программ работ), проектной и технической документации;

организация подготовки и аттестации работников служб в области промышленной безопасности и охраны недр;

внедрение в производство геологических и маркшейдерских работ новейших достижений науки и техники;

доведение до сведения работников служб информации об изменении требований нормативно - технических документов в области геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ, промышленной безопасности, охраны недр, их обеспечение нормативными документами;

совершенствование организации и методов ведения геологических и маркшейдерских работ на основе широкого внедрения новейших достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта на базе развития и освоения геофизической аппаратуры, оптико - электронной, гравиметрической техники, систем глобального позицирования, лазерных, гироскопических, инерциальных систем, геоинформационных и иных компьютерных технологий обработки геологической и маркшейдерской информации;

внесение руководителю организации предложений:

о проведении мероприятий по обеспечению охраны недр и промышленной безопасности, выполнению условий лицензий на пользование недрами и видов деятельности;

об устранении нарушений установленных требований по охране недр и промышленной безопасности согласно указаниям работников служб;

о поощрении за рациональное использование недр и высокое качество выполнения геологических и маркшейдерских работ сотрудников служб, а также о наложении на них взысканий за нарушение требований законодательства о недрах и утвержденной проектной и технической документации;

о привлечении к ответственности лиц, нарушивших установленные требования и уклоняющихся от выполнения указаний служб.

13. Маркшейдерская документация: каталоги координат, планы горных работ, поперечные и продольные разрезы горных выработок, планы земной поверхности, планы горных отводов, проекции горных выработок на вертикальную плоскость, профили горных выработок, исполнительные чертежи и схемы, акты о выполненных горных работах и другая маркшейдерская документация заверяется главным маркшейдером организации.

14. Обязанности и права руководителей и работников служб главного геолога и главного маркшейдера определяются в положениях, должностных инструкциях и договорах (контрактах).

15. Руководители служб могут включаться в состав комиссии организации по производственному контролю.

 

III. Функции служб главного геолога

и главного маркшейдера

 

16. Основными функциями служб являются:

участие в осуществлении контроля за соблюдением требований Закона Российской Федерации "О недрах", Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", иных федеральных законов и нормативно - правовых актов;

своевременное и качественное проведение предусмотренного нормативными требованиями комплекса геологических и маркшейдерских работ, достаточных для обеспечения безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, обеспечения технологического цикла горных, строительно - монтажных и иных видов работ, а также для прогнозирования опасных ситуаций при ведении таких работ;

выполнение условий лицензий на пользование недрами, а также соблюдение условий лицензий на производство маркшейдерских работ и условий ведения геологических работ, лицензий на эксплуатацию горных производств и объектов;

определение и своевременное нанесение на горнографическую документацию опасных зон возможного прорыва воды и газа в действующие выработки, зон повышенного горного давления, газодинамических проявлений, выбросов и горных ударов;

контроль за выполнением мероприятий по безопасному ведению горных работ в опасных зонах, охране зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, охране окружающей природной среды;

контроль за соблюдением проектов организаций по добыче полезных ископаемых и строительству подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, планов развития горных работ, технологических схем разработки месторождений нефти, газа и подземных вод и иной проектной и технической документации;

ведение работ по геологическому изучению и использованию недр методами и способами, исключающими экономически не обоснованные потери полезных ископаемых в недрах и снижение их качества, повышение достоверности разведанных запасов полезных ископаемых, наиболее полное и комплексное использование месторождений полезных ископаемых;

своевременное и качественное геологическое и маркшейдерское обеспечение работ при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, консервации или ликвидации объектов по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

контроль за правильностью разработки месторождений полезных ископаемых, включая техногенные, охраной недр, рациональным и комплексным их использованием;

ведение мониторинга состояния недр, включая процессы сдвижения горных пород и земной поверхности, геомеханических и геодинамических процессов при недропользовании в целях предотвращения вредного влияния горных разработок на горные выработки, объекты поверхности и окружающую природную среду;

обоснование нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче;

подготовка материалов по переоценке и списанию с учета организации запасов полезных ископаемых, исходным данным для исчисления платежей при пользовании недрами, оформлению горных и земельных отводов, лицензий на пользование недрами, геометризации месторождений полезных ископаемых;

ведение установленных федеральных форм государственного статистического наблюдения по учету запасов полезных ископаемых, объемов добычи, извлечения и потерь полезных ископаемых и др.;

анализ состояния промышленной безопасности в части вопросов геолого - маркшейдерского контроля, охраны недр в организации, в том числе путем проведения соответствующих экспертиз;

разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности в части геолого - маркшейдерского обеспечения горных работ, охраны недр, предотвращение ущерба окружающей природной среде;

выполнение работ, направленных на предупреждение аварий;

своевременное проведение испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых для производства геологических и маркшейдерских работ, ремонта и поверки контрольных средств измерений;

участие ведущих геологов и маркшейдеров организации в работе международных, всероссийских, региональных конференций, симпозиумов и совещаний по вопросам недропользования и совершенствования геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ.

17. Наряду с указанными в п. 16 функциями служба главного геолога обеспечивает:

контроль за состоянием минерально - сырьевой базы и обеспеченностью организации разведанными запасами полезных ископаемых;

своевременную доразведку месторождений полезных ископаемых в целях уточнения количества и качества запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них основных и попутных полезных компонентов, а также горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых.

18. Наряду с указанными в п. 16 функциями служба главного маркшейдера обеспечивает:

построение и развитие маркшейдерских опорных и съемочных сетей на земной поверхности и в горных выработках, производство съемок горных выработок и земной поверхности, составление и пополнение маркшейдерской документации, перенесение в натуру геометрических элементов проектов горных выработок, технических сооружений, зданий и коммуникаций, а также трасс метрополитена и транспортных тоннелей, границ безопасного ведения горных работ, барьерных и предохранительных целиков;

определение наиболее рациональных и эффективных схем развития горных работ, способов управления налегающим горным массивом на основе детального изучения горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

контроль за фактическими размерами несущих конструктивных элементов системы разработки (целиков различного назначения, потолочин и других конструкций, созданных в процессе ведения горных работ), пространственным расположением скважин различного назначения, графиками закладочных работ;

выполнение нивелировок откаточных (транспортных) путей, проверок соотношения геометрических элементов подъемных комплексов, профилировок шахтных стволов, вертикальности копров шахтных стволов в установленные сроки и других работ, направленных на предупреждение аварий.

19. Службы в пределах своей компетенции участвуют:

в разработке проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации объектов по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, годовых планов развития горных работ (годовых программ работ), рекультивации земель, нарушенных горными работами;

в работе по приемке в эксплуатацию новых и реконструированных объектов по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также по приемке работ по их консервации и ликвидации;

в разработке и реализации мероприятий по безопасному ведению горных работ вблизи опасных зон, предупреждению и ликвидации аварий, охране зданий, сооружений и окружающей природной среды от вредного влияния горных разработок, рациональному и комплексному использованию месторождений полезных ископаемых, а также в рассмотрении и решении других вопросов, связанных с геологическим и маркшейдерским обеспечением.

 

IV. Требования к составлению положений

о геологическом и маркшейдерском обеспечении

промышленной безопасности и охраны недр

 

20. На основании данного Положения организации - недропользователи разрабатывают положения о службах главного геолога и главного маркшейдера (далее - положения), которые утверждаются руководителем организации - недропользователя по согласованию с Госгортехнадзором России или его территориальным органом.

21. Положения разрабатываются с учетом профиля организации в соответствии с требованиями промышленной безопасности и охраны недр.

22. Функциональные обязанности главного геолога и главного маркшейдера в организации определяются с учетом их ответственности за создание горнографической документации и ведение первичного учета добычи и потерь полезных ископаемых, являющихся собственностью государства.

23. Штат служб главного геолога и главного маркшейдера устанавливается исходя из необходимости своевременного, качественного и в установленные требованиями нормативных документов сроки выполнения всего комплекса геологических и маркшейдерских работ с учетом видов полезного ископаемого, геологического строения месторождения, горнотехнических и гидрогеологических факторов, объемов и технологии ведения горных, горнопроходческих, строительно - монтажных и строительных работ, площади горного и земельного отводов, их застроенности, а при открытом способе разработки - и климатических условий региона. Численность служб организации определяется в соответствии с методикой, которую утверждает руководитель организации по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России.

24. Сокращение численности служб должно быть обоснованным (значительное сокращение объемов производства, внедрение более высокопроизводительных приборов и инструментов, технологии производства работ) и допускается только по согласованию с главным геологом или главным маркшейдером организации (с главным геологом и главным маркшейдером вышестоящей организации при ее наличии) и после внесения в установленном порядке изменений в условия лицензий на производство маркшейдерских работ и эксплуатации горных производств и объектов.

25. Возложение на работников служб функций, не связанных с осуществлением задач, определенных настоящим Положением, не допускается.

 

V. Контроль за соблюдением требований

настоящего Положения

 

26. Государственный горный надзор за соблюдением всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр осуществляют органы Госгортехнадзора России <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234.

 

27. Лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации "О недрах", в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Статья 49 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ.

Авторизация

Фильтр

О комплексе

Контакты

Техническая поддержка сайта

  1. Книги
  2. Журнал
  3. НПА